Неточные совпадения
Он отбрасывал их от себя, мял, разрывал руками, люди лопались в его руках, как мыльные пузыри; на секунду Самгин видел себя победителем, а в следующую — двойники его бесчисленно увеличивались, снова окружали его и гнали по
пространству, лишенному теней, к дымчатому небу; оно опиралось на землю плотной, темно-синей массой облаков, а в центре их пылало другое солнце, без лучей, огромное, неправильной, сплющенной
формы, похожее на жерло печи, — на этом солнце прыгали черненькие шарики.
Гений
формы — не русский гений, он с трудом совмещается с властью
пространств над душой.
Тьма и молчание… Какие-то смутные призраки пытаются еще возродиться из глубокого мрака, но они не имеют уже ни
формы, ни тона, ни цвета… Только где-то далеко внизу зазвенели переливы гаммы, пестрыми рядами прорезали тьму и тоже скатились в
пространство.
Бормотанье, имевшее вначале хоть какую-нибудь
форму, окончательно разлагалось; зрачки глаз, усиливаясь различить очертания тьмы, безмерно расширялись; самая тьма, наконец, исчезала, и взамен ее являлось
пространство, наполненное фосфорическим блеском.
Перед ним было только настоящее в
форме наглухо запертой тюрьмы, в которой бесследно потонула и идея
пространства, и идея времени.
Я испытывал, хотя тогда не понимал этого, как может быть тронуто чувство
формы, вызывая работу сильных впечатлений
пространства и обстановки, где невидимые руки поднимают все выше и озареннее само впечатление.
Обыкновенно говорят: «возвышенное состоит в превозможении идеи над
формою, и это превозможение на низших степенях возвышенного узнается сравнением предмета по величине с окружающими предметами»; нам кажется, что должно говорить: «превосходство великого (или возвышенного) над мелким и дюжинным состоит в гораздо большей величине (возвышенное в
пространстве или во времени) или в гораздо большей силе (возвышенное сил природы и возвышенное в человеке)».
Формы бытия тогда имеют характер не внешней принудительности
пространства, но лишь внутренне присущей им качественности.
Не могут быть применимы к духовной телесности и
формы «трансцендентальной эстетики» [Раздел «Критики чистого разума» И. Канта, в котором анализируются
пространство и время как априорные
формы чувственного восприятия.], т. е. временность и пространственность.
Кроме того, понятие «трансцендентное» соотносится у Канта с понятием «трансцендентальное»; к последнему он относит все формальные предпосылки познания (априорные
формы чувственности:
пространство и время; категории рассудка: субстанция, причинность и т. д.), хотя сам Кант иногда допускал смешение понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное».
Духовная телесность не связана пространственностью [Даже расширение опыта в сторону оккультизма дает уже преодоление пространственности: «астральное» тело не связано
пространством, на чем основана возможность «астрального выхождения», появления двойников и разные телепатические явления.], как границей, а потому внешняя
форма должна уступить здесь
форме внутренней, однако же ощутимой и осуществляемой образно и телесно.
Мир этот он мыслил во множественности, в
формах времени и
пространств, — в том, что Шопенгауэр называет principium individuationis.
«Высочайшая минута» проходит. Возвращается ненавистное время — призрачная, но неотрывно-цепкая
форма нашего сознания. Вечность превращается в жалкие пять секунд, высшая гармония жизни исчезает, мир снова темнеет и разваливается на хаотические, разъединенные частички. Наступает другая вечность — холодная и унылая «вечность на аршине
пространства». И угрюмое время сосредоточенно отмеривает секунды, часы, дни и годы этой летаргической вечности.
Аполлон — бог principii individuationis, бог восприятия мира в
формах времени и
пространства.
Так посреди мира мучений спокойно живет в своей отдельности человек, доверчиво опираясь на principium individuationis, на восприятие жизни в
формах времени и
пространства: безграничный мир, всюду исполненный страдания, в бесконечном прошедшем, в бесконечном будущем, ему чужд, даже кажется ему фантазией; действительно для него только одно — узкое настоящее, ближайшие цели, замкнутые горизонты.
Еще далее от себя, за животными и растениями, в
пространстве и времени, человек видит неживые тела и уже мало или совсем не различающиеся
формы вещества. Вещество он понимает уже меньше всего. Познание
форм вещества для него уже совсем безразлично, и он не только не знает его, но он только воображает себе его, — тем более, что вещество уже представляется ему в
пространстве и времени бесконечным.
Недостаток
формы, слабость дисциплины ведет к тому, что у русского человека нет настоящего инстинкта самосохранения, он легко истребляет себя, сжигает себя, распыляется в
пространстве.
Во втором случае, если бы возможна была свобода без необходимости, мы бы пришли к безусловной свободе вне
пространства, времени и причин, которая потому самому, что была бы безусловна и ничем не ограничивалась, была бы ничто или одно содержание без
формы.
Разум говорит: 1)
Пространство со всеми
формами, которые дает ему видимость его — материя — бесконечно и не может быть мыслимо иначе. 2) Время есть бесконечное движение без одного момента покоя, и оно не может быть мыслимо иначе. 3) Связь причин и последствий не имеет начала и не может иметь конца.